Выполняя ремонтные работы по дому, в гараже или в обиходе, бывает так, что обойтись без помощи лома просто нет никакой возможности. Однако лом – инструмент громоздкий и тяжелый, потому зачастую применить его довольно затруднительно. Тогда и приходит на помощь мини-ломик, нежно именуемый в народе, монтировка или фомка. Этот удобный и простой инструмент, с успехом справиться с теми задачами, которые не под силу лому. Ведь лом имеет большую длину, а в отличии от него, монтировка, обычно, маленьких размеров, что позволяет легко работать ею в ограниченном пространстве.
Содержание:
Назначение монтировок
Этот инструмент выполняет функцию прочного рычага и одновременно ударного инструмента.
С ее помощью можно решать следующие задачи:
- Раскалывать твердые предметы, вроде льда, кирпича или камня. Тут полноценный лом все же предпочтительнее из-за большей массы.
- Передвигать тяжелые предметы, используя инструмент, как рычаг.
- Использовать, как оружие.
- Применять, как гвоздодер.
- Вскрывать заклинившие двери и навесные замки.
Применение монтировки ограничивается исключительно человеческой фантазией, за это инструмент считается универсальным средством для решения большинства проблем. Фомку используют домашние мастера, строители, аварийные и спасательные службы, автовладельцы и др.
Виды монтировок
Монтировки могут иметь самые разные конфигурации. Ниже перечислим самые распространенные варианты.
S-образная монтировка
Самый популярный вариант, отличающийся удобством и универсальностью применения. Одна сторона приспособления выгнута полукругом как на фото, а вторая сделана в форме лопатки и отогнута под углом примерно 30 градусов.
Второй край сгибается полукругом. На нем имеется короткий продольный вырез. Он необходим для зацепа за шляпки гвоздей. Полукруг позволяет с удобством за них цепляться и вырывать без подкладки.
Если вам нужен вариант «на всякий случай», которым можно и окно снять, и колесо разобрать, то приобретайте именно эту конфигурацию.
Прямая монтировка
Этот вариант чаще всего используется в автомобильной сфере. Одна сторона выполнена в виде расширенной и слегка согнутой лопатки, а вторая чаще всего заострена. Встречаются варианты, в которых расплющена только одна сторона.
Простое приспособление, которое чаще всего используется как рычаг при разборке или поднятии тяжелых предметов.
Прямая монтировка с ручкой
Это современное исполнение, в котором для удобства на торец надета ручка из резины. Рабочая сторона выполнена в форме лопатки, которая может иметь разные размеры и разный угол наклона.
Наличие ручки повышает безопасность использования, инструмент не выскальзывает из рук и им намного удобнее работать.
Плоская монтировка
Этот вариант используется в автомобильной сфере и в народе называется обычно называется монтажкой. Изготавливается из стальной полосы и может иметь разную длину.
Такое приспособление продается в автомагазинах и идеально подходит для разборки шин.
Использовать плоскую монтажку для сложных и тяжелых работ не стоит, ее прочность намного ниже, чем у стандартных вариантов, и вы, скорее всего, согнете инструмент.
Г-образная монтировка
Напоминает S-образную монтировку описанную выше, но в отличие от него один конец просто загнут, а не выгнут полукругом. Этот вид изделий чаще всего имеет небольшой размер ( обычно до 400 мм) и используется в местах с ограниченным доступом.
Как видно на снимке, одна сторона выполнена в форме гвоздодера, приспособлением такой конфигурации очень удобно вынимать старые гвозди.
Г-образная монтировка с ручкой
Чаще всего используется в качестве гвоздодера при проведении плотницких и других подобных работ. Но при необходимости инструмент можно применять и для других целей.
Очень удобное и компактное приспособление.
Материал изготовления
Монтировка может изготавливаться из различных металлов:
- Среднеуглеродистая сталь.
- Титан.
- Медь.
- Биметалл.
Чаще всего можно встретить в продаже именно инструмент из среднеуглеродистой стали. Такой сплав железа позволяет монтировке при чрезмерно сильном механическом воздействии сгибаться, а не ломаться. Если инструмент сломается, то это чревато получением травмы. Когда же он подогнется от нагрузки, то можно понять, что такой рычаг слишком слаб для подобной задачи. Хотя согнутая монтировка считается испорченной, но в отличие от сломанной она в момент перегрузки не наносит травм.
Стоит отметить, что при перегрузке возможен слом монтировки из среднеуглеродистой стали. Это происходит в случае ее неправильной термической обработки на производстве. Закаленный металл поддается недостаточному отпуску, поэтому сохраняет остаточную хрупкость. Подобные сплавы могут делаться устойчивыми к коррозии.
Сделанные из титана монтировки – практически вечные. Они в разы крепче стальных. Также они имеют неоспоримое достоинство – устойчивость к коррозии. На них не появляется ржавчина. Их даже не нужно красить.
- Медные являются искробезопасными. То есть при ударе ими об металл исключается образование искр. Они намного менее устойчивы на изгиб, быстро изнашиваются при использовании. Их применяют при ремонте колес в условиях высокой концентрации взрывоопасных веществ в воздухе. Для увеличения прочности производятся омедненные монтировки из стали. Стальной стержень просто покрывается сверху толстым слоем меди.
Биметаллический инструмент менее безопасный, поскольку при работе им возможно сорвать его оболочку и добиться фактического касания внутренней стали с металлическими предметами, что сопровождается искрообразованием.
Максимальная нагрузка
Предельная нагрузка для монтировок зависит от материала изготовления, величины сечения стержня и его формы, измеряется она в Ньютонах (Н). Показатель определяет нагрузку, при превышении которой инструмент получает повреждения, например, лопается или изгибается. Как правило, производитель указывает к изделиям 2 варианта нагрузки: ударная, и на изгиб.
Также следует отметить, что большинство производителей делают хороший запас максимальной нагрузки. Иными словами, инструмент повреждается не строго при достижении указанных значений.